Депутаты будут вынуждены принимать новые законопроекты об обязательном медицинском страховании в такой же спешке, как и проект по монетизации льгот.
Новый законопроект об обязательном медицинском страховании (ОМС) поступит в Думу не раньше конца ноября этого года — такое мнение высказал RBC daily член комитета Государственной думы по охране здоровья. Сейчас многострадальный проект, сменивший уже нескольких авторов, проходит финальные согласования в Министерстве социального развития и здравоохранения, причем серьезные претензии к документу имеются и у Минэкономразвития, и у Минфина.
Похоже, что новый проект практически повторяет судьбу своего «младшего брата» (до того, как проект передали в Минсоцздрав, над ним успело потрудиться МЭРТ), однако, в отличие от прошлогодней ситуации, сейчас чиновники не смогут отложить реформу здравоохранения еще на парочку лет (вне зависимости от качества документа). Дело в том, что именно в законе об ОМС должен быть прописан механизм работы страховых компаний по обеспечению населения льготными лекарствами — именно через них будут проходить все бюджетные деньги, выделяемые на эти цели.
Таким образом, без принятия этого закона в следующем году льготники не смогут получить самую важную часть «социального пакета», чего, естественно, не может себе позволить ни Минсоцздрав, ни правительство — слишком многое поставлено на кон. Судя по тому, что проект до сих пор еще не обрел окончательного вида даже в недрах министерства (а после этого его еще предстоит обсудить на заседаниях правительства), депутатам придется принимать его в такой же спешке, как и проект по монетизации льгот. Так начнется в России долгожданная реформа здравоохранения.
Выступая в понедельник на совещании по социальным вопросам, премьер-министр Михаил Фрадков еще раз напомнил подчиненным о необходимости форсировать вопросы принятия законодательной базы, связанной с обеспечением вступления в действие с 1 января 2005 г. закона о льготных выплатах. Беспокойство чиновников вполне понятно — будущий год не за горами, а в новой системе еще не достает большого числа очень существенных звеньев. В частности, не решена одна из самых сложных задач — обеспечение населения льготными лекарствами в рамках социального пакета (на эти цели из федерального бюджета выделена рекордная сумма — 53 млрд руб.).
Дело в том, что одно из центральных мест в обеспечении льготными «пилюлями» должны занять страховые компании, работающие в системе ОМС. Именно они будут осуществлять оплату отпущенных лекарств, а при необходимости и страховать риски программы, связанные с правильностью назначений, отпуска и оплаты лекарств. Беда в том, что затеянная правительством больше четырех лет назад реформа здравоохранения и принятие центрального документа — нового закона «Об обязательном медицинском страховании» — опять пробуксовывает. Сначала проект готовился под эгидой специалистов МЭРТа, однако количество претензий со стороны различных ведомств к трудам подчиненных Германа Грефа было столь велико, что документ фактически выкинули в мусорное ведро и в срочном порядке поручили написать новый Министерству социального развития и здравоохранения.
Вот уже целый месяц сотрудники Минсоцздрава обещают журналистам показать свой новый проект, однако сроки презентации все время откладываются. Впрочем, как утверждают осведомленные источники, окончательный вариант документа до сих пор еще не готов — идет бесконечный процесс согласования, к проекту имеют серьезные претензии Минэкономики и Минфин. Впрочем, кое-что о новом (опять же не окончательном) варианте проекта RBC daily все же удалось узнать. «Первое существенное отличие нового законопроекта от варианта МЭРТ состоит в том, что будет построена вертикаль управления: вместо территориальных фондов, которые являются собственностью субъектов, будут созданы отделения или филиалы федерального фонда, — сказал RBC daily генеральный директор „РОСНО-МС“ Владимир Гурдус. — Существующая сейчас система ОМС напоминает лоскутное одеяло — каждый субъект сам решает, как обеспечить ее реализацию.
В свою очередь правительство взяло курс на то, чтобы сделать социальную политику в стране единой и чтобы люди получали одинаковые льготы вне зависимости от места их проживания». Есть еще одно изменение — предполагается ввести так называемое дополнительное медицинское страхование, которое может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств предприятий и физических лиц. «Этот хитрый термин фактически заменяет термин „добровольное медицинское страхование“, — говорит Владимир Гурдус. — Отличие лишь в том, что дополнительное страхование будет осуществляться в рамках той же информационной компании, тех же классификаторов услуг и информационных обменов между страховыми компаниями, фондами и застрахованными лицами».
В целом же, по мнению сторонних экспертов, новый законопроект Минсоцздрава столь же «сырой» и непроработанный, как и предыдущий проект МЭРТа. Несмотря на то, что этому вопросу еженедельно уделяет полтора часа Михаил Фрадков, каждый четверг проводит совещание Александр Жуков, и каждый же четверг над его решением бьется Михаил Зурабов, претензий к проекту по-прежнему много. В частности, как рассказал RBC daily информированный источник в Минсоцздраве, МЭРТ возражает против введения вертикально интегрированной системы управления ОМС, которая, якобы, нарушает принципы федерализма.
«Новый вариант проекта Минсоцздрава по определению не может быть существенно лучше предыдущего, — говорит RBC daily бывший сотрудник Минздрава. — В министерстве просто не осталось грамотных специалистов, способных это сделать, ведь большинство тех, кто пришел туда вместе с г-ном Зурабовым, ничего не смыслит в медицине и очень этим гордится». Действительно, новый глава Минсоцздрава вовсе не собирается скрывать тот факт, что его образование не имеет никакого отношения к медицине (г-н Зурабов закончил Институт управления им. Серго Орджоникидзе по специальности экономист-кибернетик). Подобным же способом теперь поступают и его подчиненные. Серьезные споры возникают и вокруг вопроса ответственности страховых компаний за программу — не ясно пока, каким процентом собственного капитала они будут отвечать за срывы.
Впрочем, каким бы ни было качество документа, и какие бы серьезные разногласия ни возникали по этому поводу, начать реформу здравоохранения и принять закон об ОМС необходимо в этом году. На первый взгляд кажется странным, что под принятый в страшной спешке закон о монетизации чиновники «подвязали» еще более сырой проект по ОМС. Однако если вспомнить о том, что нынешний идеолог социальных реформ Михаил Зурабов являлся одним из основателей Московской акционерной страховой компании ЗАО МАКС, которая на сегодняшний день является лидером на рынке ОМС, все становится более или менее ясным.
«Очевидно, что реформа ОМС создается специально под страховые компании, — говорит RBC daily собеседник в Минсоцздраве. — Не мог не привлечь их г-н Зурабов и для участия в дележе такого жирного куска бюджетных денег, как финансирование льготных лекарств». Даже если оставить в стороне разговоры об участии страховых компаний в системе обеспечения льготными лекарствами, огорчает другое — судя по всему, законопроект об ОМС депутатам придется принимать в такой же спешке, как и закон о монетизации льгот.
При самом благополучном раскладе проект поступит в Госдуму в конце октября (по менее оптимистичным — в конце ноября), значит, у депутатов останется меньше двух месяцев, для того чтобы прочитать, обсудить и принять судьбоносный для страны закон, с которого должна начаться реформа здравоохранения. Здесь стоит вспомнить о недавней ситуации с проектом по льготам, когда депутаты, успевшие-таки прочитать документ, смело могли строить на этом свои рекламные акции (большинство же субъектов федераций проект так и не успело прочитать). Есть большие сомнения, что проект об ОМС постигнет иная участь.